- Качество: TC
- Параметры видео: 3 713 kb/s, 1280x474
- Параметры аудио: AC3, 384 kb/s (2 ch)
- Размер: 3,49 Gb
- Залито на: Torrent Online
-
Роли дублировали: Денис Клявер, Пётр Погодаев
Сценарий: Михаил Идов, Лили Идова, Кирилл Серебренников
Продюсер: Илья Стюарт, Мурад Османн, Михаил Финогенов
Оператор: Владислав Опельянц
Композитор: Рома Зверь, Герман Осипов
Художник: Андрей Понкратов, Татьяна Долматовская
Монтаж: Юрий Карих
Сборы в России: $1 261 556
Премьера (мир): 9 мая 2018
Премьера (РФ): 7 июня 2018, «WDSSPR»
Возраст: зрителям, достигшим 18 лет
7.80 (482)
7.965 (9042)В фильме лидер группы «Кино» разговаривает голосом Дениса Клявера, а поет голосом Петра Погодаева.
Это настоящий гимн молодости
------
Этот фильм настоящий гимн молодости, свежести и неопытности молодых людей. Да здравствует молодость, беззаботность юных лет!!! Очень хорошо, что режиссёр Кирилл Серебренников связал молодость и музыку в единое целое. Музыка для молодого человека служит проводником в мире. Она учит любви, романтизму, как говорить важные (судьбоизменяющие) слова. Она учит поведенческой модели молодого человека. Фильм «Лето» является российской современной версией мультика Ральфа Бакши «Поп Америка» (1981). У главный героев этих проектов «Лето» (2018) и «Поп Америка» (1981) тот же поиск себя через музыку, сигареты, алкоголь.
Фильм начинается с песни «Ты - дрянь» группы «Зоопарк», которая является символом музыкальной моды западного панк-рока (конца 1970-х) на формирование советской рок-музыки. Панки пропагандировали и орали во всю глотку: «Нет ничего лучше, чем быть отбросом общества! Его помоями!». И песня «Ты - дрянь» показывает, как западная музыкальная мода повлияла на советскую музыку начала 1980-х. Советская рок-музыка начала 1980-х учила людей (особенно молодых) говорить открыто и громко: «Я!!!» И не стесняться своих желаний, не стесняться быть эгоистом, не стесняться своего поколенческого одиночества. Очень хорошо сыграл Цоя актёр Тео Ю. Фильм чёрно-белый и игра теней на лице Тео Ю передают что-то цоевское, что-то живое и настоящее (смотришь на актёра Тео Ю и понимаешь, снимался живой Цой). В глазах актёра Тео Ю есть какая-то избранность Бога и одновременно цоевский фатализм. Во взгляде есть настоящая искра Виктора Цоя, его месседжа своим слушателем.
Рома Билык (Рома Зверь из рок-группы «Звери» 2000-х годов) шикарно сыграл Майка Науменко: звезду, которая перегорела славой. Хоть Рома Билык почти не снимает солнцезащитные очки, но его взгляд передаёт цинизм советских молодых людей конца 1970-х начала 1980-х.
Рома Билык шикарно сыграл рок-музыканта пребывающего в зените славы. Ключевая фраза Майка Цою: «Надо записать твои песни. Отпусти их (... в народ), не держи в голове». Эту фразу я считаю самой ключевой в фильме. Человеку надо творить, надо выплёскивать свои эмоции в живопись, музыку, стихи, прозу и тогда, может быть, они станут искусством. Актриса Лия Ахеджакова великолепно сыграла представительницу ленинградской интеллигенции, которая любит слушать вживую «вражеские песни». Ставлю ей 5 с плюсом. Молодец!
Великолепно показана, как тусовка ленинградского рок-клуба повлияла на Цоя. Вначале он был молодым, талантливым музыкантом, а потом превратился в «группу «Кино»». Ленинградский рок-клуб изменил в лучшую сторону рок-музыкантов. Рок-клуб сделал советскую рок-музыку не только протестной, но и коммерчески успешной. В этом фильме самое главное - это музыка, и спасибо Богу и Западной культуре, что на Каннском кинофестивале 2018 фильм «Лето» получил приз за музыку. Запад понимает Россию!
Этот фильм нужно смотреть только в кинозале современного мультиплекса. Я поражаюсь, как режиссёр Кирилл Серебренников, находясь в своей квартире, снял и смонтировал такой шикарный фильм. «Ура! Ура! Ура! Всем гениям».
------
Это настоящий гимн молодости
------
Этот фильм действительно зацепил. Изначально я относился скорее настороженно и даже с сомнением. Но... «Лето» именно очаровал. Очаровал многим. И своей теплотой, своей необычностью на фоне кажущейся простоты... Даже технически: и операторская работа, и анимация, и актёрская работа, и, конечно же, музыка... Да, этот фильм дарит настоящие, живые эмоции - и, пожалуй, это был первый за долгое время фильм, во время которого я искренне, по-настоящему улыбался.
Многих до фильма смущало то, что роль Майка Науменко будет играть Рома Зверь. Но стоило увидеть первые же кадры, как все сомнения развеялись - при первом появлении Ромы-Майка в кадре я невольно воскликнул: «Чёрт, у него даже голос так похож!..» И поймал себя на мысли, что на экране был не Майк, только к самому концу фильма - это достойно отдельных аплодисментов.
И да, актёрская игра в фильме - выше всяких похвал. Главный критерий - когда ты видишь не актёра, а именно персонажей - и «Лето» с этим более чем справляется! И хочется отметить каждого актёра - потому что всё настолько гармонично, что просто не задумываешься о том, что смотришь фильм. Персонажи - многие из них более чем реальные личности - и, конечно, повествование основано на реальных фактах и воспоминаниях о них: Майк Науменко, Наталья, жена Майка, и, конечно, Виктор Цой. Другие же персонажи скрыты за собирательными образами, но от этого не менее узнаваемы: Леонид (первый гитарист Алексей Рыбин), «журналист» (Артемий Троицкий), «Панк» (Андрей «Свин» Панов из группы «Автоматические Удовлетворители») и Боб [Бог] (Борис Гребенщиков). И не проникнуться атмосферой того времени просто невозможно.
Такое обилие таких разных, но таких сильных сцен - и при этом всё это более чем гармонично. Опять же, можно аплодировать режиссёрским находкам, всё это вместе создаёт нечто целостное и живое.
И, конечно же, музыка - она прекрасна. Прекрасна в первую очередь благодаря тем людям, которые её написали - Виктор Цой и Майк Науменко. Во всех сценах звучит именно современное исполнение - и это более чем правильное решение! К слову, ни к одну исполнению не получается придраться - да и, собственно, совершенно не хочется - эти вещи исполнены трепетно, эмоционально, с душой. Но в фильме звучит не только музыка Кино и Зоопарка - музыка здесь играет особенную, полноценную роль: Лу Рид и Velvet Underground, Марк Болан и T. Rex, Talking Heads, Blondie... Музыка повсюду, где-то в более явных упоминаниях и отсылках: Дэвид Боуи, Боб Дилан, Sex Pistols, где-то - более затейливо обыгранное, как в сцене, где группа Shortparis исполняет «All The Young Dudes» группы Mott the Hoople, своеобразный гимн того времени - написанный как раз Дэвидом Боуи. И вообще, для меломана и любителя музыки «Лето» - это настоящий праздник, во время которого можно отыскивать различные запрятанные моменты.
Так о чём же этот фильм?
О Викторе Цое, его музыке, личности, становлении? Да - но не только. Хотя даже для тех, кто знаком с музыкой Кино, «Лето» может стать своего рода открытием, потому что в фильме звучит музыка именно с первого альбома Кино, «45».
Возможно, этот фильм о Майке Науменко? Да, ведь Майк был действительно одним из трёх столпов рок-музыки в Петербурге того времени (Майк избегал слова «Ленинград») - наравне с Борисом Гребенщиковым и Цоем - и, к сожалению, его личность и музыка обделены заслуженным вниманием.
Может, этот фильм как раз об отношениях между Виктором, Майком и его женой? Да, и это крайне трепетный, хрупкий, нежный - и крайне болезненный треугольник. Но говорить об этом не хочется - это нужно именно чувствовать.
Возможно, «Лето» - о музыке? Да, и не только о музыке того времени, но и о музыке вообще. И о ценностях и идеологии рок-н-ролла - задолго до того, как это стало лишь пошлыми словами. И о том, что спрятано, вложено в Музыку вообще, о Настоящем.
Да, это фильм и о том времени, и о времени настоящем, и о том, что вне времени. Это фильм о жизни и её вкусе. Это фильм - о Свободе, с большой буквы. Это фильм - о Любви. И, конечно, этот фильм о Лете.
«Лето» - это тот случай, когда сумма всех слагаемых по-отдельности меньше, чем то, что получается в результате. Но, опять же, это всё между строк - и каждый должен почувствовать это сам.
Это очень разноплановый фильм, он - как музыка Майка и Цоя - на первый взгляд достаточно простая и прямолинейная, но лишь на первый взгляд, а за этим стоит гораздо большее. Так и «Лето» - тут есть простые, прямолинейные моменты, но они настолько органичны и на своих местах. А гораздо большее - между строк.
И за этот фильм Кирилл Серебренников и вся команда более чем достойны аплодисментов. Живое, настоящее, свежее, нетривиальное кино, вызывающее искренние эмоции, казалось бы, простое - и в то же время совсем нет.
И да, тут важно помнить, что это именно художественный фильм - конечно, тут много реальных людей, событий - и к слову, этому отдельное «браво» - как филигранно обыграны отдельные моменты и детали из биографий и воспоминаний. Но в первую очередь это - именно фильм, поэтому так важно «убить в себе Скептика» (к слову, одна из самых важных ролей в фильме, ломающая четвёртую стену) - и поймать ритм и атмосферу «Лета» - и получить удовольствие.
И, конечно, финальная сцена... Невозможно сдержать слёз - и не только потому, что во время неё звучит, пожалуй, самая искренняя песня Кино... И не только потому, что в кадрах появляются даты жизни - и смерти... Не только поэтому.
А после - титры, во время которых играет песня, которую Цой напишет гораздо позже - и которая так контрастирует с общим настроением фильма - и в то же время которая, к сожалению, именно на своём месте.
И вместо послесловия - строчки из песен Виктора и Майка, звучащие в фильме:
«Ты готов был отдать душу за рок-н-ролл,
Извлеченный из снимка чужой диафрагмы.
А теперь телевизор, газета, футбол,
И довольна тобой твоя старая мама.
А когда-то ты был битником.
Рок-н-ролльное время ушло безвозвратно.
Охладили седины твоей юности пыл.
Но я верю, и верить мне в это приятно,
Что в душе ты остался таким же, как был.»
***
«О, город это забавное место,
Он похож на цирк, он похож на зоопарк.
Здесь свои шуты и свои святые,
Свои Оскары Уайльды, свои Жанны д`Арк.
Здесь свои негодяи и свои герои,
Здесь обычные люди, и их большинство.
Я люблю их всех... Нет, ну, скажем, почти всех,
Но я хочу, чтобы всем им было хорошо...»
------
«Лето» без Цоя
------
Про то, что Серебренников снимает фильм про Цоя, я услышал давно и с любопытством ждал, когда же он выйдет. Мне виделись умиротворяющие сцены летнего Ленинграда, где юные Гарин и Гиперболоиды бренчат на гитарах и поют свои новоромантические песни с альбома «45». То есть, на киносеанс я пришел в полной уверенности, что сейчас увижу байопик. Примерно как из книжки Рыбина. Хотя и слышал краем ухо, что там есть какие-то неточности...
Первые десять-пятнадцать минут вызывали у меня полное недоумение, а потом все начало становиться на свои места...
Так вот, ребятушки. Это фильм не про Цоя, не про Майка и не про Наташу. Это вообще не биографическое кино. Это акт лютого постмодерна!
Фильм изначально позиционировался, как кино про Цоя. Имеющий глаза да узрит: Цой в этом сюжете носит сугубо вспомогательную функцию. Да и не Цой вовсе, а персонаж, олицетворяющий образ Виктора Робертовича. К Цою все это не имеет вообще никакого отношения. Сейчас пока что будет трудно понять, но на его месте мог бы быть хоть тот же мальчик Бананан, и это никак бы не повлияло на смысловую нагрузку сюжета. Авторам Цой, видимо, нужен был для промоушена: толи чтобы денег дали, толи чтобы зритель пришел. Просто Майка реально помнят меньше. Хотя самого Майка в фильме тоже не было, но об это чуть позже.
Почему это не Цой и почему это не фильм про Цоя? Возмем хотя бы заглавие фильма, отсылающего к песне про лето: «В городе плюс 25. Лето...» Да вот только не эта песня была в фильме. Там была Майковская песня про «Лето. Я изжарен как котлета». То есть, главная песня не от Цоя, а от Майка. Что в ряде многих других указаний дает нам понять, что не Цой там главный, а Майк.
Значимая деталь, которая назойливо бросалось мне в глаза во время просмотра - это жесткое, жесточайшее нарушение, простите, исторической достоверности. Первые несколько минут я полагал, что это по недосмотру. Потом начал наивно предполагать, что по раздолбайству. Все то, что по фильму приписано Майку, в действительности делали преимущественно аквариумовцы при горячем участии Боба. И на сцену в рок-клубе на первом концерте с барабаном он выскочил. Да и сам дебютный концерт в рок-клубе был не до начала записи альбома, а случился в процессе... Короче, анахронизмы, неточности и фактологические подлоги перечислять нет никакого смысла, поскольку их по всему фильму такое неисчислимое количество, что любой думающий человек рано или поздно приходит к выводу - это все, что угодно, но точно не реализм.
Историческая действительность была взята, разрезана на лоскутки, и переклеена заново в угодной для сюжета форме. Причем многое из упоминаемого было подредактированно, а многое просто придумано. И когда видишь такое до беспредела легкое отношение к фактам, понимаешь, что вся цоевская биография, относящаяся к тому периоду, - лишь фактура, необходима авторам чтобы заполнить ткань повествования. (Авторам, поскольку Серебренников не один придумывал этот фильм. Там еще и сценаристы были.)
В общем, Цой - материал. Материал постмодернистского произведения. Причем не самый главный. Главные там те, кого на экране зовут Майк и Наташа.
Но и это не Майк и Наташа. Это образы из песен Науменко - Звезда рок-н-ролла и Сладкая N. И вся эта история - постмодерновая игра авторов вокруг майковских персонажей. И тут-то и вступают в свою доказательную силу утверждения многих комментаторов, что-де Майк на экране не такой, какой был в жизни. Естественно. Это не Майк. Это его лирический герой. И это не жена Майка Наташа. Это Сладкая N, которая провела с кем-то ночь. И тут сразу как-то вспоминаешь, что из песни не следует, что она там действительно проводила ее как-то бурно. Просто была ревность лирического героя и готовность ее простить («Так ли это важно с кем и где ты провела эту ночь, моя сладкая N?»)
Зачем в фильме Рома Зверь? Да кому еще играть Звезду рок-н-ролла, как не человеку, который себя в иной ипостаси уже и не помнит поди. Но ему нужно отдать должное. Я первые минут пять еще помнил, то это Рома Зверь, но потом действительно забыл и опомнился только на титрах. Чуть не испортила впечатление его жеманная манер петь. Но это оказалось легко простить. С ролью Звезды рок-н-ролла он справился, да.
Зачем убили скептика? Скептик в фильме функционально выполняет роль автора. Только этим можно объяснить данное ему право делать комментарии напрямую зрителю. И вот нам показали смерть автора, как бы намекая зрителю, что дальше дело в том, как он сам будет понимать и интерпретировать все демонстрируемое с экрана.
Ну и главное. Почему фильм называется «Лето». «По заглавной песне», - кричали мне те простые ребята, которым я задавал это вопрос. Конечно, Серебренников - это же второй Бекмамбетов: что показываю, так и называю. Ага.
Ключ к пониманию названия заложен во фразе героини Лии-нашей-безмерно-любимой Ахеджаковой. Утром после квартирника, расставляя мебель, она проходит мимо телевизора, где бубнят шаблонные советские новости, и саркастические бросает: «Прошла весна, настало лето. Спасибо партии за это».
Начало восьмидесятых - это был период значимых политических свобод для культурного населения. Рок музыка разрешена. Случаются фестивали, типа «Весенних ритмов». Открыт рок-клуб. Проходят рок-концерты. Ощутимый период послаблений. А вот предыдущий период послаблений назвали оттепелью. То есть, при Хрущеве была как бы весна (поскольку оттепель), а вот теперь при Брежневе - лето. В общем-то, об этом и название.
Мне не понятна позиция многих уважаемых мужей, что плюются от этого произведения, которое, безо всякого пафоса я готов назвать шедевром. Почему Борис Борисович так неприязненно встретил этот фильм? Борис Борисович, который сам постмодернист до мозга костей. Одна только строчка «Я перевел все песни Цоя с урду на латынь» лишает его права требовать от людей реализма в искусстве.
В какой-то момент я просто представил себе старых таких большевиков, которые, прочитав «Чепаева и Пустоту» Пелевина, сидят и рассуждают: «Да нет, там все не так было в полку у Василь Иваныча». Так вот. Фильм «Лето» имеет ровно такое же отношение к действительности, как Пелевенский «Чапаев» к биографии прославленного пролетарского полководца. Это просто постмодернистская игра.
И тут же вдогонку тем, кто возмущается, что Серебренников замахнулся на святое. Надругался-де над дорогими сердцу образами. Так естественно. Это же постмодерн. И это деконструкция.